Создавая иллюзию безопасной жизни, мы утрачиваем саму нашу жизнь. Послушайте историю.
Один император, желая защитить себя, построил крепость без дверей. Проход, через который он вошёл в крепость, за ним замуровали. В таком укрытии император мог больше не бояться нападения врагов. Его хорошо защищали толстые стены крепости. Но, оставшись наедине с самим собой, император понял, что безопасности почти нет, так как перед смертью преграду не поставишь. Сама крепость стала для него могилой.
Точно так же наше стремление обрести безопасность вызывает рост замкнутого эгоизма, который в конечном итоге приводит к нашей смерти. Жизнь предполагает не отстранение от вселенной, а слияние с ней. Поэтому я говорю, что если вы хотите постичь жизнь и пережить блаженство освобождения, тогда вам следует отказаться от безумной гонки за безопасностью, потому что это и есть основа порочного круга, который в конце концов лишает нас жизни как раз под предлогом её защиты. Жизнь полна риска. Мы живём лишь среди опасностей.
Притча в изложении Ошо
Трое индейских юношей уже долго и горячо спорили, но никак не могли прийти к согласию: как правильно охотится за рыбой. Один из них утверждал, что когда видишь рыбину в прозрачной воде, надо подкрасться к ней и большим камнем ударить её по голове. Тогда она будет оглушена и станет лёгкой добычей.
— Нет, — возражал второй. — Рыбину нужно бить камнем в середину туловища и это переломит ей позвоночник. Тогда она не сможет двигаться и станет лёгкой добычей.
— И вовсе не так! — горячо перебивал третий. Надо подкрасться к ней с большим камнем и ударить её по хвосту. От удара в это чувствительное место её парализует, она не сможет двигаться и станет лёгкой добычей.
Вождь племени, наблюдая за этим спором, с грустью думал: «Вот сейчас они обратятся ко мне. А ведь эти юноши — сыновья наиболее уважаемых членов племени: лучшего воина, лучшего охотника и главного шамана. И если я приму сторону одного из их сыновей — двое других обидятся, и атмосфера в племени станет напряжённой, а возможно и опасной».
И вот юноши, не разрешив своего спора, направились к вождю. Каждый привёл доказательства своего подхода, и они замолчали, преисполненные уважения, ожидая ответа мудрого вождя. И он заговорил:
— Видите ли, молодые люди, существует три типа рыб…
Индейская притча
Когда Учитель неделями затворялся с учениками для медитации, на это время к нему сходились ученики со всех концов Японии. Как-то на таком собрании один ученик был уличён в воровстве. Дело было доложено Учителю с просьбой изгнать виновного, го он не отреагировал на жалобу.
Некоторое время спустя этот ученик был пойман опять, но Учитель и теперь оставил дело без внимания. Это возмутило остальных учеников. Они составили петицию, в которой просили прогнать вора и заявили, что иначе все они, как один, покинут монастырь. Прочитав петицию, Учитель созвал всех и сказал:
— Вы разумные братья-монахи. Вы знаете, что хорошо, а что — нет. Если вы захотите, то сможете уйти и учиться где-нибудь ещё. Но что же делать этому несчастному брату, который не отличает хорошее от плохого? Кто ж ещё будет учить его, если не я? Я намерен оставить его здесь даже, если уйдёте вы все.
Слёзы потоком залили лицо виновного. Страсть к воровству пропала.
Дзэнская притча
Молодой человек занимался карате-до. Однажды он пришёл к своему учителю и спросил:
— Учитель, посоветуйте, можно ли мне выступать уже в соревнованиях, я не уверен.
Учитель без колебаний ответил:
— Если не уверен, значит, нельзя. Иди ещё тренируйся.
Через некоторое время ученик снова пришёл к мастеру:
— Учитель, теперь я готов к бою! Дайте мне хоть миллион соперников, от них и мокрого места не останется!
— Нет, тебе нельзя выступать, — ответил учитель.
— Но почему?
— Ты слишком самоуверен. Иди ещё тренируйся.
Японская притча
Пришли однажды к Святому Человеку религиозные люди и спросили:
— Скажи нам, Бог есть?
— Ну конечно есть!
И тут же привёл им десять неопровержимых доказательств того, что Бог есть.
Узнали это люди, настроенные атеистически, пришли к нему и спросили:
— Мудрец! Скажи нам, есть ли Бог?
— Ну конечно нет! — ответил им Святой Человек и тут же привёл десять неопровержимых доказательств того, что Бога, разумеется, нет и быть не может.
Тогда находившийся рядом его ученик спросил:
— Учитель, как получается, что одним людям ты сказал, что Бог есть, а другим сказал, что Бога нет. При этом и в том, и в другом случае, снабдил их доказательствами?
— Друг мой! — ответил ему Святой Человек. — Ни те, ни другие не искали ответа на вопрос «Есть ли Бог». И тем и другим нужны были только доказательства их правоты.
Христианская притча