Как-то китайскому императору донесли, что в одной из его провинций бунт. Он созвал всех министров и военачальников и сказал: «Все за мной! Я быстро разобью своих врагов!»
Когда император и его войско добрались до бунтовщиков, он обратился к последним участливо и дружелюбно, побеседовал с ними, поинтересовался, в чем дело, и все они опять перешли на его сторону, удивленные его добротой.
Все, кто сопровождал императора, были уверены, что он тотчас отдаст приказ казнить всех повстанцев, и были обескуражены мягким, теплым и человечным поведением своего повелителя по отношению к врагам. Премьер-министр, как и все, ожидавший мести, спросил у императора: «Вот так вы выполняете свое обещание? Вы сказали, что мы едем разбить врага. Вы, напротив, всех простили, а с некоторыми даже милостиво разговаривали».
«Я пообещал разбить всех своих врагов и выполнил обещание, – сказал император. – И вы все видите, что у меня здесь не осталось врагов, все стали моими друзьями. Разбить врага – не всегда значит уничтожить физически. Большая мудрость - превратить врага в друга».
Однажды в сумерках крестьянин сидел на пороге своего бедного дома, наслаждаясь прохладой. Рядом пролегала дорога, ведущая в деревню.
По ней шёл человек, который, увидев старика, подумал: «Этот человек ленив, он не работает и целый день сидит на пороге своего дома».
Немного погодя появился другой путник. Тот подумал: «Этот человек — Дон Жуан. Сидит здесь, чтобы поглядывать на проходящих девушек и, возможно, досаждает им».
Наконец, один лесник, идущий в деревню, подумал: «Этот человек — великий труженик. Он напряжённо трудился весь день и сейчас наслаждается законным отдыхом».
В действительности мы не можем знать многого о крестьянине, который сидит на пороге своего дома. Наоборот, мы многое можем сказать о трёх путниках, прошедших в деревню: первый был лентяем, второй — бабником, а третий — великим тружеником.
Всё, что ты говоришь, — говорит о тебе; особенно, когда ты говоришь о ком-нибудь другом.
Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает внешнему миру нечто, принадлежащее его собственному внутреннему миру.
Как-то шел по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он человека, сгорбившегося под непосильной ношей.
— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? – спросил мудрец.
— Я страдаю для счастья своих детей и внуков, – ответил человек. – Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.
— А был ли кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец.
— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! – ответил несчастный человек.
— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! – сказал мудрец.— Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!
На протяжении многих лет один крестьянин ежедневно обращался к Всевышнему с одной и той же молитвой:
— Господи, я мучаюсь каждый день от того, что несчастнее меня нет человека на земле. Я каждый день задаю себе вопрос, за какие грехи именно меня ты сделал самым несчастным из людей. Всю жизнь я прошу исполнить всего одну просьбу: позволь с кем-нибудь обменяться моими бедами. Я готов поменяться своими страданиями и невзгодами с первым встречным, ведь несчастнее меня всё равно никого не сыскать. Я не смею просить богатства или блаженства. Просьба моя мала и ничтожна. Я уповаю на милость твою в надежде быть услышанным.
Однажды молитвы его были услышаны, и раздался с небес громкий голос:
— Собери все свои невзгоды, свяжи их в узел и принеси в храм.
Этот голос услышали все люди в городе и стали связывать в узлы свои беды и горести. Крестьянин был несказанно рад, ведь теперь ему будет с кем поменяться. Он подхватил свой узел и заторопился к храму. По дороге ему встретилось много людей с мешками в руках. Когда крестьянин добрался до храма, его радость испарилась и на смену ей пришли страх и растерянность. А испугался он от того, что у других людей узлы были намного больше, чем его собственный. По дороге он встретил много знатных горожан, которые казались ему счастливыми и довольными. И у каждого в руках было по большому мешку. Когда люди вошли в храм, то услышали приказание:
— Оставьте свои мешки с несчастьями у входа. А теперь идите и забирайте тот, который вам понравится.
Но вместо того, чтобы забрать чужой узел, каждый поспешил схватить свой собственный. Крестьянин тоже со всех ног кинулся к своему мешку, переживая, что его может кто-нибудь взять. В итоге из храма каждый человек вышел, неся с собой свою собственную ношу. При этом все были довольны, возвращаясь с ней домой. Был доволен и крестьянин, думая о том, что несчастья в чужих мешках могли быть намного хуже его собственных.
Христианская притча
Создавая иллюзию безопасной жизни, мы утрачиваем саму нашу жизнь. Послушайте историю.
Один император, желая защитить себя, построил крепость без дверей. Проход, через который он вошёл в крепость, за ним замуровали. В таком укрытии император мог больше не бояться нападения врагов. Его хорошо защищали толстые стены крепости. Но, оставшись наедине с самим собой, император понял, что безопасности почти нет, так как перед смертью преграду не поставишь. Сама крепость стала для него могилой.
Точно так же наше стремление обрести безопасность вызывает рост замкнутого эгоизма, который в конечном итоге приводит к нашей смерти. Жизнь предполагает не отстранение от вселенной, а слияние с ней. Поэтому я говорю, что если вы хотите постичь жизнь и пережить блаженство освобождения, тогда вам следует отказаться от безумной гонки за безопасностью, потому что это и есть основа порочного круга, который в конце концов лишает нас жизни как раз под предлогом её защиты. Жизнь полна риска. Мы живём лишь среди опасностей.
Притча в изложении Ошо